Воскресенье, 19 Ноября 2017


Новости образования

Рособрнадзор: О начале работы Центра телефонного обслуживания для информирования граждан

Для повышения уровня информированности и доступности государственных услуг для граждан Российской Федерации в Рособрнадзоре начал работу круглосуточный Центр телефонного обслуживания.

Подробнее ...
Главная Новости образования Комсомольская правда > Дарья Токарева > Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: "Мы хотим сделать так, чтобы учиться было интересно!"
Комсомольская правда > Дарья Токарева > Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: "Мы хотим сделать так, чтобы учиться было интересно!" Печать E-mail
30.08.2010 09:46

Накануне 1 сентября министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко провел "Августовские педсоветы" в нескольких регионах. Самая последняя командировка - в Воронеж, где несколько школ пострадало от летних пожаров. Министр проверил, как ведутся работы по их восстановлению, и пообещал: все дети из районов, пострадавших от стихии, в День знаний сядут за парту. На обратном пути в Москву, уже в самолете, я задала Андрею Александровичу несколько вопросов.


БОЛЬШЕ СПОРТА

- Андрей Александрович, чем удивит школьников новый учебный год? Что-нибудь радикальное готовится?

- Надеюсь, что предстоящий учебный год будет отмечен гораздо более серьезной работой вузов по профориентации школьников, которая позволит выпускникам школ сделать осознанный выбор будущей профессии, а вузам - обеспечить востребованность своих образовательных программ.

Всем ученикам нужно готовиться к усилению физической нагрузки. Ведь в этом году гораздо больше внимания будет уделяться физкультуре, спорту в школе, занятиям в спортивных секциях и участию в командных играх.

Также думаю, что в новом учебном году мы сможем начать переход к электронным книгам. А самое главное, надеюсь, что в этом году не только появятся новые образовательные ресурсы, но и сами учителя станут больше интересоваться новыми возможностями. Мы хотим больше сил вложить в подготовку самих педагогов. В результате учителя будут лучше готовить ребят к взрослой жизни.

- То есть ходить в школу станет более интересно?

- По большому счету да. Учеба станет интереснее. Мы знаем, что польза - это очень важно. Но если этой пользе не сопутствует интерес, то ничего хорошего не выйдет.

СТУДЕНТ, ИЩИ СЕБЯ!

- За последнее время школьники все время были на слуху, а про мучеников науки как-то забыли. Что же в 2010/2011 учебном году поджидает студентов?

- Ожидаем гораздо более серьезного взаимодействия вузов с реальным заказчиком - с промышленностью, с наукой, с бизнесом. Думаю, что и запрос будет сформулирован более точно, и требования будут более жесткие.

- Это даст возможность студентам быть уверенными в гарантированном месте работы после выпуска?

- Считаю, что при таком подходе у ребят будет больше шансов найти себя. Но это возможность, а не гарантия.

- Сколько вузов готовы открыть свои двери для заказчика?

- Их количество оценить довольно просто. В этом году правительство начало крупный проект, под который выделяется 19 миллиардов рублей, по развитию на конкурсной основе кооперации российских вузов и производственных предприятий. Посмотрите, сколько вузов подали заявки на этот конкурс - 157, меньше 15 процентов от общего числа.

Важно, чтобы вуз рассматривал себя не с точки зрения узкокорпоративных целей: загрузил своих преподавателей - и порядок, а как институт развития, обеспечивающий главный ресурс для экономики - высококвалифицированные кадры, и одновременно как социальный институт, строящий будущее для тех людей, которые там учатся. Таких вузов на самом деле не очень много.

- А как же выбрать абитуриенту такой институт?

- Сегодня у всех вузов есть сайты. На них есть информация о том, с кем они сотрудничают, какие предусмотрены возможности для самосовершенствования студентов. Также стоит посмотреть, какой уровень подготовки у поступающих в этот вуз, какие баллы ЕГЭ. Если такие факты вместе собрать, то быстро можно сообразить, что представляет собой вуз - оболочку, где получают пустой диплом государственного образца, или все-таки реальную площадку для личностного развития, где предоставят и знания, и возможности для их применения.

- А есть черный список?

- Не понимаю, что такое черный список. Есть формальные требования. Этим формальным требованиям большинство вузов соответствует. Конечно, эти требования будут меняться. Но это произойдет не в одночасье, без революций.

Проблема сейчас в другом. Вы меня спрашиваете о том, в какой вуз идти человеку, который хочет и может учиться и понимает, что для него это шанс пробиться в жизни. Это для него и социальный лифт, и инструмент развития, и все что угодно. В той или иной мере этим параметрам отвечают многие вузы. Сделать выбор человек должен сам.

- Это будет первый шаг к тому, чтобы устроиться в жизни?

- Да, выбор вуза - это и есть первый шаг взрослой жизни.

УЧИТЕЛЯ, ИМПРОВИЗИРУЙТЕ!

- А учителям, судя по последним принятым решениям, придется ждать более жесткого контроля?

- Скорее больших возможностей проявить себя. Мы сейчас создаем новую систему аттестации учителей. Она носит обязательный характер.

Учитель должен раз в пять лет доказывать, что он соответствует этому званию. Но одновременно будут созданы условия, при которых учитель сможет повышать свою квалификацию, сможет соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляют.

- Это будут сугубо формальные требования?

- Нет. У нас есть методология, которая была создана во время нацпроекта "Образование". Тогда мы отбирали лучших учителей, лучшие школы. И эти индикаторы качества мы и будем использовать. Сегодня в аттестации мы должны шаг за шагом переходить именно к этим менее формальным требованиям и увеличивать вес экспертных оценок, в которые будут включаться не только профессиональные сообщества, но и потенциальные заказчики.

- Учеников спросите?

- Прямо или косвенно мнение учеников должно учитываться. Мы оцениваем, какие достижения у учеников этого учителя. Как они учились, как сдавали ЕГЭ, как выступали на олимпиадах, в каких общественных мероприятиях участвовали. Важно, чтобы оценка учитывала мнение родителей. А это, по сути, и есть мнение ученика. Мало родителей, которые хотят плохого своему ребенку.

- Они тоже часто перегибают палку.

- Нельзя, чтобы был один критерий. Оценка не может быть чисто внутренней. Она обязательно должна включать внешние требования и индикаторы, связанные не только с процессом обучения, но и с результатом.

ЧИНОВНИК, БЕРЕГИСЬ!

- На днях премьер-министр Владимир Путин огласил цифры по неэффективному расходованию бюджетных денег. Сфера образования - на одном из первых мест. В следующем году полетят головы чиновников?

- Говоря о неэффективных расходах, надо понимать, что это не о том, что кто-то эти деньги ворует. Речь идет об упущенных возможностях по оптимизации структуры. Эти возможности зачастую и остаются возможностями, потому что не всегда в силу целого ряда социальных, экономических причин мы можем реализовать в полной мере все проекты, которые позволят повысить, например, энергоэффективность. Ясно, что мы очень неэффективно тратим энергию. Но для того чтобы перейти на новые источники освещения, требуются огромные инвестиции. Эти инвестиции сегодня не так просто где-то изыскать.

Другое дело, что есть расходы, которые точно можно оптимизировать. Например, в одном городе находятся рядом две школы. Обе они заполнены наполовину. В обеих школах неполные классы, в обеих школах не хватает современного оборудования. Объединение позволит улучшить ситуацию. Но тут зачастую вступают в силу где-то амбиции, где-то другие субъективные факторы. Такие моменты должны отходить на второй план. Потому что в этом случае оптимизация в значительной степени идет на пользу детям.

- Что вы собираетесь делать, если будет выявлено злоупотребление служебными полномочиями?

- Оценка эффективности регионов должна быть по более-менее формальным признакам. Обеспечивать разумные предложения, учитывая опыт всех. У нас в Центральной России есть рядом несколько регионов, которые примерно в одинаковом положении. Они похожи по географическому положению, по народонаселению. В одном регионе средняя наполняемость классов 7 человек, а в другом - 13. Ясно, что в том регионе, где 7 человек в одном классе, ситуация запущена, этим всерьез никто не занимался, боялись непопулярных шагов.

- Как быть?

- Надо ставить вопрос перед губернатором. И совместно решать существующие проблемы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Государство заслужило, чтобы ему больше доверяли

Я не раз за последние шесть лет брала интервью у Андрея Фурсенко. Но так получилось, никогда не задавала простого вопроса: "А чего бы хотелось вам?" И в этот раз я услышала ответ: - Больше доверия друг к другу. Я считаю, что, может быть, этот вопрос еще лет пять назад ставить было не совсем правомерно. Был огромный груз неоправдавшихся надежд, разочарований.

Сегодня, на мой взгляд, государство заслужило, чтобы ему доверяли в большей степени. Конечно, всегда хочется лучшего, всегда хочется большего. Но я думаю, мы движемся в правильном направлении. У меня за прошедшие 6 лет появилось ощущение, что мы с образовательным сообществом начали говорить на одном языке. Мы не всегда соглашаемся, спорим, иногда до хрипоты, но уже никто не задает вопрос: кто такой Фурсенко? Все знают, что это брат президента Российского футбольного союза.

Источник: mon.gov.ru

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса" (РГУТиС) - это высшее образовательное учреждение, осуществляющее подготовку российских и международных кадров для индустрии сервиса и туризма.